Собачье сердце — повесть и смешная, и печальная. Центральный персонаж произведения, Шариков — синтез бродячего пса и уголовника. Он является для автора символом «нового человека». Он противопоставлен интеллигентным и благородным представителям прежней, дореволюционной России. В нём воплотилось отчаяние Булгакова, сожалевшего об утрате прежней России. В повести автор не пытается анализировать причины революции и перспективы нового государства. Он в утрированной форме описывает уродливую и абсурдную действительность, свидетелем которой является.
Содержание
Собачье прошлое
На московских улицах жил бродячий пёс. Он был вынужден постоянно искать еду, а потому научился читать вывески магазинов, торгующих рыбой, сыром, мясом, колбасой. Дворняга недолюбливал дворников, с благодарностью вспоминал о поваре, кормившем собак. Пострадав около одной из столовых — повар облил бродячего пса кипятком — дворняга думал, что его ждёт ужасная судьба, а именно воспаление лёгких и неизбежная смерть на улице.
Однако псу, получившему имя Шарик (так назвала его машинистка, ходившая обедать в «пролетарскую» столовую), повезло: его подобрал знаменитый хирург, профессор Филипп Филиппович Преображенский. Шарик постепенно освоился в квартире профессора. Правда, время от времени пёс безобразничал — например, растерзал чучело совы, сбросил на пол портрет Мечникова (стеклянная рама разбилась), однако Шарику прощали эти выходки. Интересно, что перед началом операции, когда собака уже лежала на операционном столе под хлороформенным наркозом, Преображенский заявил, что жалеет пса — уж очень симпатичным был Шарик, и будет плохо, если он не переживёт операции.
Человеческое прошлое
А это прошлое оказалось не в пример хуже. Клим Чугункин (другой вариант фамилии — Чугунов) заслужил недобрую славу. Это был не просто плохой человек — на нём, как говорится, негде пробы ставить. Чугункин был пьяницей, трижды его судили за воровство.
Результаты операции
Поначалу казалось, что после операции получится омоложение собаки. Однако постепенно шерсть выпала, и Шарик начал ходить на задних лапах, превращаясь в человека. Преображенский и его помощник Борменталь с удивлением замечали, как характер недавнего дворняги всё больше и больше портится.
Филипп Филиппович понял, что умудрился создать своеобразного оборотня, унаследовавшего и от человека, и от собаки всё худшее. От собачьего прошлого досталась привычка ловить блох и ненависть к кошкам, от человеческого — хамство, пьянство, наглость и прочие «приятные» нюансы, типичные для покойного уголовника Чугункина. Получив документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописавшись в квартире Преображенского, оборотень стал работать в службе по очистке города Москвы от бродячих животных. Шариков не трогал псов, а вот на котов охотился со страстью маньяка — наследственная ненависть к этим животным усилилась. Оборотню было всё равно, каких котов убивать — бродячих или домашних.
Шариков возглавил эту службу, а чтение коммунистической литературы и «культурные» беседы со Швондером превратили его в «карикатурного большевика». Шариков стал настоящей головной болью и для Преображенского, и для его ученика Борменталя. Полиграф Полиграфович, как и погибший Чугункин, крал вещи и деньги, грубил, сквернословил, приставал к прислуге. Вдобавок оборотень наябедничал на доктора и профессора, и лишь вмешательство влиятельного пациента помешало жалобе попасть в милицию.
Ябедничество стало для Преображенского и Борменталя последней каплей, и они потребовали, чтобы Шариков покинул квартиру. Однако Полиграф Полиграфович наотрез отказался это делать, и тогда Преображенский и Борменталь поняли, что по-хорошему решить проблему невозможно. Нависали новые, куда более серьёзные неприятности, и профессор с доктором усыпили Шарикова, а затем сделали обратную операцию.
Превращение в пса
После пересадки собачьего гипофиза Полиграф Полиграфович поначалу сохранял человеческий облик, но постепенно покрывался шерстью. Мало-помалу аморальный плебей утратил человеческий облик и нестерпимый характер, и вновь стал тем самым симпатичным псом Шариком.
Заключение
Полиграф Полиграфович Шариков — одновременно и смешной, и страшный персонаж. Смешны его поверхностные рассуждения о жизни, нелепая одежда (чего только стоил галстук «ядовито-небесного» цвета). Страшна его маниакальная охота за кошками, оборачивающаяся истреблением этих симпатичных животных. Неприятны и отталкивающи замашки, типичные для погибшего балалаечника-алкоголика Чугункина. Образ Шарикова стал нарицательным, появился термин «шариковщина» — символ безнравственности.