Характеристика Плюшкина из поэмы «Мёртвые души»

Степан Плюшкин из поэмы «Мёртвые души»


Характеристика образа Плюшкина из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» показывает пример патологического накопительства — особого психического расстройства. Правда, особенности личности Плюшкина на этом не исчерпываются.

Внешность Плюшкина

Степан Плюшкин — последний из встреченных Чичиковым помещиков. Это человек весьма пожилой – ему больше шестидесяти лет. Несмотря на старость, персонаж выглядит достаточно бодрым и здоровым. Его внешность Гоголь описывает скупо, что согласуется с характером самого Плюшкина. Больше всего внимания уделяется одежде помещика, очень старой, засаленной и залатанной.

Усадьба и интерьер дома

Больше всего характеризует Плюшкина, конечно же, его имущество. Вот, например, разорённая и полуразрушенная деревня. Бедные, обветшалые крестьянские избы, с дырявыми крышами, с отвалившимися деталями конструкции, на окнах многих изб нет стёкол, вместо них иногда висят старые тряпки…

Столь же ветхо и уныло выглядит господский дом — длинный, с осыпавшейся штукатуркой, почти все окна закрыты ставнями или даже заколочены досками. Внутри дом напоминает «склад ненужных вещей»; в комнатах в беспорядке хранятся самые разные вещи, материалы, посуда, тряпьё.

В сараях и амбарах Плюшкина полно всяких запасов, однако они гниют и портятся, поскольку барин ими не пользуется и не даёт никому, даже своим крестьянам.

Характер Плюшкина

Степан Плюшкин — человек злой, малообщительный и брюзгливый. Он любит со всеми поругаться, в том числе и со своими крестьянами. Последних он постоянно обвиняет в воровстве, хотя причин для этого нет: у Плюшкина всё надёжно охраняется; кроме того, сам же барин, по сути, до нитки грабит своих крепостных. Неудивительно, что многие его крестьяне сбегают из имения или просто умирают — от голода, болезней и других бедствий.

Ещё одна яркая черта Плюшкина — лицемерие. Он изо всех сил пытается изобразить заботу об имении и о своих подчинённых; но в итоге получается только забота о себе. Так, он входит на кухню, чтобы проверить, что ест его прислуга и вообще хватит ли пищи на всех работников; однако большую часть приготовленного тут же съедает сам.

Плюшкин не любит принимать гостей. Ведь ему кажется, что на это уходит много денег и запасов; гости портят домашнюю утварь, приносят грязь. Сам он тоже старается не ездить по гостям. При этом собеседнику он не желает признаться в своей скупости и заявляет, что все его знакомые или поссорились с ним, или умерли. В действительности, судя по всему, к такому жадному и скупому человеку никто уже давно не хочет ездить.

Лицемерие героя проявляется и в том, что он глубоко верит в Бога — точнее, видимо, просто старается показать это окружающим. Он постоянно упоминает Бога в разговоре, боится «божьего суда». Также Плюшкин прибедняется; он говорит, что у него нет даже элементарных запасов, нет нормальной одежды, хотя, как уже было сказано выше, в его доме хранится абсолютно всё, только не используется по назначению. Одна из его дочерей время от времени приезжает к «бедному старику» и дарит ему что-то из вещей — например, новый халат.

Плюшкин практически не испытывает обычных человеческих эмоций. Он никогда не радуется, не печалится. Его взгляд всегда пустой, чёрствый и злой. Внешне он пытается изображать абсолютное добродушие и участие, однако в действительности он постоянно думает только о наживе.

Прошлое персонажа и его эволюция (точнее, деградация)


Плюшкин давно уже вошёл в поговорку, о нём знают даже те, кто не читал произведение. Однако не все из тех людей, которые читали «Мёртвые души», могут вспомнить, что когда-то Плюшкин был совсем другим. В молодости это был образованный и достаточно умный человек. У него была жена, которую он очень любил, несколько детей.

Перемены в его личности начались тогда, когда умерла жена. Плюшкин стал замыкаться в себе и возненавидел людей, даже собственных детей, которые уехали из его дома без благословения. Он с тех пор не интересуется, как живут его дети и внуки, а если те обращаются к нему за помощью, то получают грубый отказ.

Интересно, что такие перемены в личности случаются у многих людей. Так что здесь персонаж описан в высшей степени реалистично. Потеря любимого человека порой оборачивается полным сумасшествием.

Заключение

Образ Плюшкина показывает нам человека, который полностью утратил цель своего существования. Персонаж фактически отошёл от социального взаимодействия, перейдя к аскетической жизни, и такой образ существования ему нравится. Патологическое накопительство Плюшкина тоже лишено всякой цели — он копит вещи просто для того, чтобы копить.

Известно, что в третьем томе «Мёртвых душ» Плюшкина, как и других персонажей, ждало своеобразное перерождение. Из выжившего из ума скопидома он превращался в благодетельного странника, бескорыстно помогающего всем нуждающимся.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *