Характеристика Матрёны из рассказа «Матрёнин двор»

Матрёна («Матрёнин двор»)

Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в русской деревеньке Тальново, удалённой не только от больших городов, но и от районного центра. Характеристика образа Матрёны складывается из повествования героя произведения Игнатича, в уста которого автор вкладывает своё отношение к жизни деревенских жителей.

Судьба Матрёны

Матрёна Васильевна Григорьева — простая русская женщина, которая другого мира, кроме родной деревни, не знает. Здесь она родилась, встретила свою любовь и дожила до пожилого возраста (автор указывает, что ей лет шестьдесят).

Когда Игнатич приезжает в деревню и попадает в дом к Матрёне, женщина предстаёт перед ним совершенно больная. Даже цвет лица и взгляд свидетельствуют о том, что женщина страдает неизлечимым недугом. Раз в месяц на неё накатывает «немочь», и она два-три дня лежит замертво. По состоянию здоровья пришлось ей уйти из колхоза, которому отданы все силы не за деньги, а за трудодни.

Матрёна прожила непростую жизнь. По ходу рассказа  по крупицам складывается сложная история её личной жизни. Первая любовь была у девушки ещё до Первой мировой войны. Готовились к свадьбе. Отец жениха даже построил для молодых избу. Но грянула война, и жених Матрены Фаддей призывается в армию. Долгие годы войны от него не было никаких вестей, и его родные думали, что он убит.

Годы шли. Родственники парня уговорили Матрёну выйти замуж за младшего брата бывшего жениха. Трагедия Матрёны в этой ситуации заключается в том, что сразу после свадьбы с Ефимом в деревню после венгерского плена неожиданно возвращается её бывший жених. Как рассказывает сама Матрёна, Фаддей обезумел от ярости и убил бы молодых, если бы Ефим не был его братом.

На семейную жизнь героини рассказа будто порчу кто навел. С мужем она жила неплохо. Но вот все дети умирали, прожив на свете несколько месяцев. В Великую Отечественную войну Ефим отправился на фронт. История для Матрёны повторилась. Муж пропал без вести, и она осталась одна. Но женщина никому не жалуется на свою судьбу, она верит в то, что Ефим остался в живых, попал в какую-нибудь далёкую страну, где всё у него хорошо.

Характер

Несмотря на все жизненные перипетии, тяжёлый деревенский быт и труд, Матрёна остаётся доброй, приветливой, просветлённой женщиной. Даже когда происходит что-то неприятное, она недолго хмурится. Отправляется  в огород или в лес. Работа спасает её от переживаний, и снова лицо Матрёны освещается доброй улыбкой. Так происходит и когда она хлопотала о назначении пенсии по потере кормильца. Никто не помогает ей, приходится женщине наматывать километры от своей деревни до сельсовета. Но Матрёна не ропщет, а только радуется, когда всё у неё получается.

Добротой её пользуются все кому не лень: колхоз, в котором она уже не работает, соседи, родные сестрицы. Никто даже не ставит под сомнение, что она придёт на помощь по первому зову. А вот самой Матрёне никто не помогает, лишь единственная подруга Маша, помогает ей в те дни, когда она не может встать из-за непонятной болезни.

Отсутствие детей омрачало жизнь Матрёны. Но и тут она находит выход, обратившись к жене Фаддея. Им Бог дал тоже шестерных детей. Младший родился, когда они были уже пожилые. Матрёна выпросила у них на воспитание одну из дочерей. Кира прожила с ней более десяти лет. Но пришло время, и повзрослевшая девушка вышла замуж и уехала в другой посёлок.

Отношение окружающих к Матрёне

Беззлобность главной героини рассказа, её беззаветная привязанность к Кире становятся причиной её гибели. Часть своего дома (сруб горницы) она завещает воспитаннице, а остальное имущество своим сёстрам. Но отец девушки не хочет ждать, требует отдать горницу ещё при жизни Матрёны. Во время перевозки разобранного сруба и случается трагедия: застрявшие на железнодорожном перегоне сани вместе с людьми раздавили два сцепленных паровоза, ехавших задом. Среди погибших оказалась и героиня рассказа.

Внешне страдая, родные погибшей думают только о том, что достанется каждому из её скудного имущества, и ругают её за то, что нажила она совсем немного. Никто не вспоминает беззлобность Матрёны и то, что она за свою работу ничего не брала с людей. При её совсем маленькой пенсии богатству взяться неоткуда. Да и не стремилась к нему Матрёна. Есть «картовь», торф для топки печи, сено для козы, и достаточно.

Вывод

Образ Матрёны  наводит на мысли о том, что жизнь была бы лучше, если бы таких людей, как эта деревенская женщина, было больше. Доброта, отсутствие жажды наживы, готовность прийти на помощь — это те качества, которых так не хватает многим окружающим. Не зря автор в последних строках рассказа сравнивает свою героиню с праведником, «без которого, по пословице, не стоит село».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *