Характеристика Манилова из поэмы «Мёртвые души»

Манилов из поэмы «Мёртвые души»


Весьма своеобразна в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» характеристика образа Манилова. Этот герой, как и все остальные персонажи произведения, олицетворяет один из негативных социальных типов, некий душевный недостаток. Однако читатели, особенно современные, нередко относятся к нему с симпатией и не видят в нём ничего (или почти ничего) плохого.

Характер Манилова

Манилов выделяется среди других персонажей «Мёртвых душ» уже тем, что у него есть только фамилия: Гоголь не указывает его имени и отчества. Весь его внешний и внутренний портрет построен на том, что это человек, в сущности, «никакой». На это указывает сам автор, используя для характеристики персонажа такие поговорки, как, например, «ни рыба ни мясо».

Внешне, однако, Манилов кажется человеком приятным и благородным. Он аккуратно и добротно одет, у него приятные черты лица, очень мягкие манеры. Эта его безотчётная доброта, а также удивительное гостеприимство, постепенно перерастают в приторность и скуку, и собеседнику становится до того неприятно, что он старается поскорее уйти от такого хозяина.

Ещё одна черта, характерная для Манилова, — это его патологическая мечтательность, витание в облаках. У него весьма грандиозные планы, он жаждет великих свершений… но всем этим планам не суждено сбыться, поскольку Манилов вообще не стремится предпринимать каких-то активных действий. Практическая сторона всего на свете, даже помещичьего хозяйства, его не привлекает. Так, Манилов даже не замечает, насколько сильно запущено его имение.

Он хочет строить подземный ход и даже соорудить надстройку, чтобы можно было сверху наблюдать за всей Москвой. Однако он даже не замечает, что его крестьяне не работают и разбегаются из имения кто куда, а приказчик ходит пьяный и тоже не пытается работать.

Манилов ни в какой сфере не нашёл себя – прежде всего потому, что и не пытался искать. Безликость этого персонажа дошла до того, что он не способен даже как следует развлекаться — играть в карты, охотиться, он не склонен к жарким спорам.

Доброта Манилова по отношению ко всему миру является лишь результатом его пассивности. Он не может оценить что-то положительное или раскритиковать что-то отрицательное, поскольку сам не имеет каких-то собственных качеств.

У Манилова есть жена, к которой у него весьма трепетное отношение. Они ласково обращаются друг к другу, постоянно угощают друг друга чем-то вкусным, однако постепенно наблюдатель понимает, что такая любовь больше напоминает пародию. У Маниловых двое сыновей, которым они дали очень необычные имена — Фемистоклюс и Алкид; давая им такие имена, они хотели хоть чем-то выделить своих детей.

Что заполняет душу Манилова

Итак, душа Манилова абсолютно пуста. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает, и свободное внутреннее пространство персонажа, не занятое светом, быстро заполняется тьмой. Когда Манилов начинает вспоминать Чичикова и говорить о нём, то как будто перевоплощается — говорит словами Чичикова, копирует его манеры, словно находится под гипнозом.

Такое пассивное, чрезмерно благодушное отношение к окружающему миру и гипертрофированная мечтательность породили даже термин «маниловщина».

Нужно отметить, что корнем всей порочности героя является именно безделье. Ведь душевная мягкость и доброта — это всё-таки добродетели; но под влиянием полной бездеятельности они превращаются в так называемую «нравственную слякоть». В целом Манилов не стоит ни на стороне добра, ни на стороне зла, хотя кратковременно может перевоплощаться то в ангела, то в демона.

Манилов для современных читателей

У некоторых современных читателей образ Манилова вызывает недоумение, поскольку сегодня он практически не воспринимается в негативном ключе. Сегодня «планка добродетели» в обществе заметно снижена: для того, чтобы человек считался хорошим, он не обязательно должен активно делать что-то доброе и полезное — главное, чтобы он просто не делал зла.

Гоголь критикует Манилова и за сам факт продажи «мёртвых душ», но и эта сторона дела не вызывает у современного человека неприязни. Ведь Чичиков захотел купить у Манилова вещи, которые ему были не нужны, и он их продал; что в этом может быть предосудительного?

Бездействие и праздное времяпрепровождение, скука — вообще характерное явление для сегодняшней жизни. Молодые люди, а в последнее время уже и не только молодые, не желают предпринимать каких-то серьёзных действий, предпочитая развлекаться, «жить в своё удовольствие». И в какой-то момент они сталкиваются с серьёзными опасностями, которым не могут противостоять из-за излишней «мягкотелости».

Заключение

Образ Манилова — наверное, один из самых удачных в поэме «Мёртвые души». И, пожалуй, один из самых коварных. За внешним благополучием, добродетельным нравом скрывается бесповоротное угасание самой человеческой сущности, которое зачастую вообще невозможно обнаружить. Внешне всё настолько хорошо и приятно, что нет возможности (или желания) замечать внутреннюю пустоту и разруху.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *