Характеристика Ларисы Огудаловой из пьесы «Бесприданница»

Лариса Дмитриевна Огудалова («Бесприданница»)


Драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница», написанная в 1878 г. продолжает тему несчастной любви, затронутую писателем в «Грозе». Характеристика образа Ларисы Огудаловой показывает бесправное положение женщины в современном писателю обществе, где всё строится на товарно-денежных отношениях, где ни во что не ставятся душевные качества человека.

Судьба

Положение у героини драмы незавидное: она бесприданница. Главная цель её матери — выдать бедную девушку замуж, хоть за первого встречного. С этой целью она собирает в доме гостей, преимущественно мужского пола для внедрения своих планов в действие. Задача Ларисы — развлекать потенциальных женихов.

Лариса — самая младшая дочь Хариты Игнатьевны, двух старших она уже выдала замуж очень неудачно. Печальная участь старших дочерей ничему не научила госпожу Огудалову. Она вновь одержима идеей замужества. Теперь её цель — найти выгодного жениха для младшей дочери. Поэтому в доме Хариты Игнатьевны собираются местные «сливки» общества, а также заезжие «богачи» — претенденты в женихи.

Ларису тяготит роль «товара», она хочет вырваться из дома, поэтому, отчаявшись, соглашается выйти замуж за Юлия Капитоновича Карандышева, мелкого чиновника («…если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть…»).

Портрет

Островский не даёт описания внешности Ларисы Дмитриевны. О её красоте и обаянии можно судить по репликам гостей Хариты Игнатьевны («…барышня хорошенькая…»; «Много блестящих молодых людей окружало её…»).

Собравшееся общество восхищает не только внешность девушки, но её чудесные таланты. Лариса прекрасно играет на гитаре, чарующе поёт романсы. «Да-с талантов у неё действительно много», — говорит Карандышев. Она образована и начитана, умеет поддержать беседу, у неё безукоризненные манеры.

Трагедия Ларисы состоит в том, что у неё необыкновенные душевные данные. Она добрая, чуткая, честная, смелая, искренняя, бесхитростная. Девушка беспрекословно подчиняется своей матушке, хотя все её затеи Ларисе не по нутру. На приёмах она через силу улыбается гостям и развлекает их пением.

В глубине души Лариса мечтает встретить настоящую любовь. Романтическая натура девушки всем сердцем стремится к осуществлению своей мечты. Среди гостей, посещающих их дом, она выделяет Сергея Сергеевича Паратова. Смелый, остроумный, весёлый, красивый, он становится идеалом для чувствительной романтичной девушки. Лариса влюбляется раз и навсегда. И, даже обманувшись один раз, она снова доверяется человеку, бросившему её год назад.

Живя в обществе лицемерных лжецов, девушка не растеряла благородных качеств. Даже в последнюю минуту жизни, она думает о других, берёт пистолет, чтобы несчастье списали на её самоубийство.

Окружение Ларисы

В классической литературе XIX в. описано немало случаев, когда трагедия главного героя заключена в окружающем его обществе. Большую роль в драме «Бесприданница» сыграло окружение Ларисы и устоявшееся мнение, что девушка без приданного не может составить блестящую партию для состоятельного человека даже при наличии массы талантов и достоинств. В этом и состоит трагедия главной героини, которая усугубилась после ночи с Паратовым.

Ларису окружают холодные безжалостные люди, для которых на первом месте стоит выгода. Душевная щедрость девушки не находит отклика в корыстных душах. К сожалению, среди них находятся самые близкие для Ларисы люди: мать, любимый человек, друг детства. Не последнюю роль играет и будущий жених Юлий Капитоныч Карандышев и «отец города» Мокий Парменыч Кнуров. Для каждого из них девушка была лишь способом наживы (для матери), приобретения выгодного статуса (для Карандышева) или просто красивой куклой. Никто даже не попытался заглянуть в чистую душу бесприданницы. Каждый из этих людей одинаково виноват в гибели девушки, которую подвела доверчивость и душевная открытость. Понимание жестокой правды приходит слишком поздно, когда исправить ничего уже нельзя. И хотя выстрел был сделан рукой Карандышева, убийцами можно считать любого из участников драмы, не исключая родную мать, для которой не послужили уроком трагические замужества старших дочерей. Главный же виновник драмы — беспринципный бездушный Сергей Сергеевич Паратов, для которого нет в жизни ничего святого.

Заключение


Образ Ларисы Огудаловой в драме «Бесприданница» несёт в себе осуждение общества, сосредоточенного на материальном благополучии и не способного разглядеть внутренний мир человека. Подобное общество способно привести к гибели хрупкие, чувствительные, непорочные души. Эта тема не раз освещалась в драмах А. Н. Островского.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *