Характеристика Иешуа Га-Ноцри из романа «Мастер и Маргарита»

Иешуа Га-Ноцри («Мастер и Маргарита»)

Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри довольно своеобразная. Это персонаж, который основан на главном герое христианской мифологии, но имеет заметные отличия от него.

Кто такой Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри — это, по сути, «Иисус из Назарета». Впрочем, с каноническим Иисусом этого героя мало что связывает. Считается, что при его создании Булгаков пользовался апокрифами и другими неканоническими сочинениями, имевшими отношение к христианству.

Иешуа сначала появляется во «встроенном романе», который пишет Мастер, а затем оказывается в реальной действительности: он посылает Левия Матвея к Воланду, чтобы тот попросил его спасти Мастера и дать ему вечный покой. Иешуа представлен как странствующий проповедник, молодой человек лет двадцати семи.

При этом Иешуа не является богом или другой мистической сущностью. Он представлен как «идеальный земной человек». Иешуа очень добр, умён и образован, знает несколько языков и владеет искусством красноречия, позволяющим ему убеждать собеседников. Герой никогда не лжёт и не боится говорить правду даже таким «сильным мира сего», как всесильный (точнее — кажущийся таким) Понтий Пилат.

В этом и заключается его главная добродетель, по мнению Булгакова. Писатель очень болезненно относился к трусости и считал её самым главным человеческим пороком. В своих воспоминаниях он писал, что трусость, робость и неуверенность несколько раз толкали его на скверные поступки. Все остальные пороки человечества, как считал Булгаков, проистекают именно из трусости. Иешуа для него был человеком, который ничего и никого не боится.

Интересно, что чисто внешне Иешуа кажется не особо умным, наивным и бесхарактерным персонажем, который не способен дать отпор врагу. Однако это первое впечатление скоро рассеивается: Иешуа разоблачил Понтия Пилата, фактически подчинил его своей воле и заставил изменить своё поведение и мировоззрение. Ради этого деяния Иешуа не побоялся даже отдать собственную жизнь. Так что жертвенность — вот ещё одно положительное качество героя.

Некоторые отличия от канонического Христа

Черты, биография и мировоззрение Иешуа в общих чертах имеют сходство с качествами канонического Иисуса Христа, однако в различных деталях они существенно отличаются. Некоторые отличия являются особо важными.

Например, Иешуа абсолютно не признаёт насилия и, кроме того, убеждён, что «злых людей нет на свете». Ко всем окружающим он обращается одинаково — «добрый человек». Этому удивляется и Понтий Пилат — прокуратор, которого все считают этаким концентрированным злом и жестокостью. Смелая доброта Иешуа сражает «всесильного» правителя наповал.

Канонический Христос утверждал, что каждому человеку в равной степени присуще как добро, так и зло, и источник того и другого — сердце человека. В официальных церковных «евангелиях» Христос часто проклинает определённых людей, утверждая, что они — «порождения ехиднины» и что их сердца преисполнены злом. Также евангельский Иисус убеждён, что «каждый человек лжив» (то есть теоретически способен на ложь). Это евангельское утверждение вполне разумно и соответствует здравому смыслу; тем не менее, оно не помешало христианам считать некоторых властителей (например, римских пап) «непогрешимыми».

Иешуа говорил, что настанет время, когда на земле ни будет никакой власти, а человечество будет жить в условиях мира и справедливости. В канонических «евангелиях» Христос, по сути, проповедует то же самое, однако усилиями византийского «казённого православия» и отколовшихся от него других феодально-рабовладельческих разновидностей христианства (РПЦ, Римско-католическая церковь и т. д.) этот посыл был намеренно искажён: в церковной идеологии считается, что Христос проповедовал некую «высшую власть», образцом и прообразом которой является власть земная — со всей её коррупционной системой, кровавыми преступлениями и насилием над простыми людьми.

Прообразы Иешуа

Прототипом булгаковского Иешуа был не только канонический Иисус Христос. Исследователи также указывают на созданного Достоевским князя Мышкина, многие черты которого явно были заимствованы Булгаковым для своего героя. Впрочем, здесь есть некоторые нюансы.

Достоевский создавал своего «идиота» в рамках полемики с Львом Толстым, который считал канонического Христа просто обычным человеком — странствующим проповедником, призывавшим к нравственному совершенствованию. Достоевский изобразил как раз такого «простого, наивного и доброго человека», чтобы показать, что он всё-таки отличается от мифологического Христа. Князя Мышкина, кстати, зовут Лев Николаевич, как и Толстого. Иешуа, возможно, был продолжением этой полемической традиции.

Некоторые специалисты указывают на гностические, манихейские или «катарские» корни мировоззрения Булгакова и его героя. Этому есть ряд доказательств. Так, по мнению катаров, Христос вовсе не искупал человеческие грехи своей жертвой, а просто изложил основы своего нравственного учения, которые были записаны в «евангелиях». Именно таким и предстаёт перед нами Иешуа.

Заключение

Образ Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» имеет особый смысл. Он, по сути, является центром всего булгаковского религиозного мировоззрения, довольно своеобразного по сравнению с каноническими религиозными концепциями и имеющего связь с различными гностическими и «магическими» учениями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *