Знаменитые «уральские сказы» Павла Петровича Бажова продолжают интересовать многих людей, ценящих народный фольклор. В книге «Малахитовая шкатулка», за которую Бажов в 1943 году был удостоен Государственной премии, есть цикл из десяти сказов, которые объединяет образ Хозяйки Медной горы.
Содержание
Внешний вид и характер
В сборнике «Малахитовая шкатулка» Хозяйка Медной горы представляется как некий горный дух женского пола. При этом она предстаёт сразу в нескольких обликах:
- Красивая девушка, носящая платье из шёлкового малахита, имеющая длинную косу с медными лентами и другие медные украшения.
- Ящерица с головой человека.
- Бестелесный облик, проявляющийся в виде голоса (возможно, женского). Иногда голос воспроизводит человеческую речь, но чаще всего издаёт нечленораздельные звуки, пугающие рабочих.
Хозяйка Медной горы охраняет ценные минералы, не подпуская к ним людей со злыми намерениями. Если человек ей понравится, она может одарить его несметными богатствами; если же не понравится, то Хозяйка его может и погубить. Но этим не исчерпывается характер героини. Она является покровителем свободы, духом независимости. Хозяйка Медной горы ненавидит начальников и их алчных прислужников, помогает простым работникам.
В сказе «Медной горы Хозяйка» одного из таких работников — Степана — Хозяйка явно полюбила, так что помогла и его дочери Танюшке — одарила её собственной красотой (об этом рассказано в сказе «Малахитовая шкатулка»). Нередко Малахитница (так иногда именуется Хозяйка Медной горы) испытывает людей на прочность, ставя их перед тяжёлым выбором. Так, Степану она предложила жениться на ней. Тот ей ответил, что уже обещал взять в жёны девушку Настю. Малахитница оценила его честность и наделила его и его невесту подарками, самым главным из которых было освобождение от крепостной зависимости.
Характеристика Хозяйки Медной горы из сказа «Медной горы Хозяйка»
В этом сказе образ Хозяйки Медной горы раскрыт наиболее полно, так как здесь она является главной героиней.
Герой сказа, молодой горный рабочий Степан, увидел Хозяйку Медной горы в лесу около большого камня. Там она была со своим «войском» — разноцветными ящерками. Малахитница со Степаном говорила весело. Поняла она, что он парень смелый и поручила ему сказать от её имени заводскому приказчику, чтобы он убрался с Красногорского рудника. Там добывали железную руду, а в той горе были её прекрасные чертоги. Да ещё велела передать, что если приказчик не исполнит этого, она медь в Гумёшевском руднике надёжно спрячет, и её невозможно будет добывать. Если Степан выполнит это поручение, Хозяйка обещала выйти за него замуж.
Малахитница оценила смелость Степана, который выполнил её поручение. За дерзкие слова, которые она велела передать, парень был наказан приказчиком: прикован к горе на длинную цепь, чтобы мог добывать малахит. В горе явилась к нему Хозяйка, похвалила, что выполнил поручение, показала своё приданое и спросила, возьмёт ли он её замуж. Степан ответил, что уже обещал жениться на сиротке Настеньке. Хозяйке Медной горы понравились в Степане его смелость и верность невесте. Она дала ему для невесты малахитовую шкатулку с разными украшениями. А ему самому Хозяйка подарила красивые зелёные камешки, в которые превращались её слёзы. Сказала она, что если Степан их продаст, станет богатым.
Стала Малахитница помогать парню в забое: начал он добывать только отборный малахит. Догадался приказчик, что ему помогает сама Хозяйка, и приказал работы на Красногорском руднике прекратить. А Степану пообещал, что выпустит его из крепостной неволи, если он добудет малахитовую глыбу весом сто пудов. Нашёл парень с помощью Малахитницы такую глыбу, а приказчик его обманул — не дал вольную. Хозяин горного завода пообещал дать вольную Степану, если добудет он такие камни малахита, чтобы их них можно было высокие столбы вырубить. Степан потребовал сначала вольную написать не только ему, но и невесте, и только потом стал искать малахит. Малахитница помогла его найти, и, таким образом, благодаря ей Степан и Настя стали свободны от крепостной неволи.
Но с тех пор больше малахита там не находили — спрятала его Хозяйка. А Степан завёл семью, но не был счастлив, ходил невесёлый, стал болеть. Часто уходил он на охоту к заброшенному Красногорскому руднику, но не приносил добычу. Когда не вернулся он домой, люди стали его искать и увидели, что лежит Степан мёртвый около рудника, а рядом с ним зелёная ящерица такая большая, каких здесь не видели. Из глаз её слёзы капали, увидела она людей и убежала. А в Степановой руке заметили люди зелёные камешки. Эти слёзы Хозяйки Медной горы он не продал, а хранил втайне от своей семьи. Не мог, видно, Степан забыть Малахитницу, хотя она просила не вспоминать её. Народ говорит о Хозяйке Медной горы, что «худому с ней встретиться — горе, а доброму — радости мало». Этими словами и заканчивается сказ.
Характеристика Хозяйки Медной горы из сказа «Каменный цветок»
Не принесла счастья встреча с Хозяйкой Медной горы и главному герою сказа «каменный цветок» Даниле, хотя сначала она ему помогала. Данило был резчиком по камню. Задумал он в малахите воплотить красоту лесного цветка и не мог найти для этого подходящий камень. Искал Данило на медном руднике в Гумёшках, вдруг женский голос сказал, чтобы он поискал камень у Змеиной горки. Послушался парень этого совета и нашёл хороший камень малахита. Стал он делать из него чашу в виде цветка, вкладывал в работу весь свой талант, но чуда не получилось — не похож был каменный цветок на живой, не смог понять мастер «душу камня».
Попросил он Хозяйку показать ему заветный каменный цветок, который видеть дано не каждому. Повела Малахитница парня в гору, в каменный сад с чудесными цветами из камня. Сказала она, что если бы Данило сам придумал, как сделать чудесный цветок, то она дала бы ему подходящий камень. Разочаровалась Хозяйка Медной горы в Даниле из-за того, что он хотел посмотреть её цветы, чтобы сделать такой же, потому что она ценила в мастерстве самостоятельность. По её мнению, настоящий мастер не должен опускать руки, а должен сам упорно добиваться того, что задумал.
Исчезла Хозяйка вместе со своим садом, а Данило пришёл домой, разбил чашу в виде цветка, которую сделал, и исчез из посёлка. Люди думали, что стал он горным мастером у самой Хозяйки.
Заключение
Происхождение образа Хозяйки Медной горы достаточно сложное. С одной стороны, она олицетворяет природу горного Урала и физические, химические и геологические процессы, с которыми сталкиваются работники на рудниках. Так, выходы минералов сформировали представление о «малахитовом платье» девушки. Токсичные газы, выходящие из-под земли, дали начало «убийственному» характеру Хозяйки.
С другой стороны, у Хозяйки Медной горы имеется и «звериная» ипостась, ведь иногда она появляется в виде ящерицы. В то же время на формирование образа явно повлияли верования местных народов. Так, Хозяйка Медной горы похожа на Мать-Землю из мифологии коми.
Иногда Малахитница отождествляется с Девкой-Азовкой, которая якобы охраняет клад, зарытый в недрах горы Азов, что вблизи города Полевского. В других случаях Азовка — это другой персонаж, «служанка» Малахитницы.
Образ Хозяйки Медной горы до сих пор многие считают фольклорным: тот случай, когда авторское произведение переходит в «народное сознание». В то же время это умелое поэтическое олицетворение природных красот Уральских гор.