Характеристика Геллы из романа «Мастер и Маргарита»

Гелла из романа «Мастер и Маргарита»

Среди персонажей романа «Мастер и Маргарита» есть «третьестепенные» и относительно неприметные, которые, казалось бы, не играют особой роли в повествовании. Характеристика образа Геллы показывает нам пример такого персонажа.

Кто такая Гелла в романе «Мастер и Маргарита»

Гелла принадлежит к свите Воланда. Это привлекательная девушка-вампир, имеющая рыжие волосы и зелёные глаза. Несмотря на красоту, на шее у Геллы есть безобразный шрам, который напоминает о том, что она вампир.

Имя для героини Булгаков взял из греческой мифологии. На острове Лесбос этим словом называли внезапно погибших девушек, которые после смерти якобы становились вампирами. Некоторые исследователи, впрочем, указывают, что данное имя может быть связано с иудейской или шумерской мифологией.

Гелла присутствует во время бала в «нехорошей квартире», там она расхаживает в одном переднике, а то и вовсе без одежды. В свите Воланда она является единственной женщиной. При этом, судя по всему, она занимает в этой свите невысокое положение, довольствуясь ролью «служанки». На низшее положение Геллы в свите может указывать тот факт, что в последней сцене романа, во время финального полёта «сверхъестественных» действующих лиц и их перевоплощения, она не появляется.

Возможно, внезапное исчезновение Геллы из дальнейшего повествования связано с тем, что Булгакову не удалось закончить роман. Это не единственная «странность» в произведении, которую можно объяснить незавершённостью.

Гелла — развратная девушка, демонстрирующая выраженную сексуальность. У неё даже голос хриплый, «развратный». Однако она довольно хорошо поёт. Присущи ей, однако же, и совсем неприятные черты: так, время от времени её тело покрывается трупными пятнами, начинает ужасно пахнуть. Сразу видно, что девушка — покойница, которая, скорее всего, умерла насильственной смертью.

При этом вампирша имеет безукоризненное, идеальное телосложение, которому позавидовали бы многие девушки. Гелла — воплощение красоты и вечной молодости, что, казалось бы, не вяжется с её тяжёлой судьбой и приниженным положением в компании Воланда. Но подобной двойственностью отличаются многие персонажи романа.

Гелла умеет летать и творить ещё много разных «чудес», что говорит о том, что она колдунья. Она способна превращать в вампиров простых людей; иногда такое превращение происходит при помощи поцелуя, как это случилось с Варенухой.

При этом она проявляет по отношению к Воланду полную покорность и отлично выполняет все его распоряжения. Гелла — хоть и могущественная, но всё-таки простая служанка. Она немногословна и больше предпочитает молчать.

Как и другие представители «нечисти», Гелла боится петушиного крика, который возвещает наступление дня. Поэтому превратить Римского, финансового директора театра Варьете, в вампира она не успела – её отпугнул крик петуха.

Гелла и мифология

Имеет определённое значение рыжий цвет волос девушки. Рыжеволосые во многих странах мира в старину считались людьми, связанными с «нечистой силой»; в особенности это касалось женщин, отношение к которым вообще было подозрительным. Рыжеволосых считали колдунами и ведьмами, а также приписывали им определённые личностные качества: считалось, что они очень хитрые, способны манипулировать другими людьми, искусно лгать и т. д.

В ряде стран это суеверие дошло даже до Нового времени. В России при Петре I рыжеволосым запрещалось быть свидетелями в суде.

Безвременно погибшие девушки, а также дети — тоже распространённый мифологический сюжет. Такие девушки становились вампирами, русалками и другими сверхъестественными существами. Подобный сюжет имеется и в «Фаусте» Гёте, который Булгаков был хорошо знал. Некоторые черты Геллы Булгаков мог позаимствовать и из «готической» повести «Упырь» А. К. Толстого.

Заключение

Образ Геллы не особенно значим в романе «Мастер и Маргарита», поэтому исследователи и читатели часто не проявляют ему должное внимание. Кажется, она играет в повествовании в основном декоративную роль, тем более что это единственный подобный персонаж в свите Воланда. Однако к проработке даже такого персонажа Булгаков подошёл со всей серьёзностью, соединив в нём и древнюю мифологию, и распространённые народные легенды и суеверия.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *