Феклуша — второстепенный герой пьесы «Гроза». На первый взгляд, она не выполняет никакой особенной функции в произведении. Однако у Александра Николаевича Островского, как и у других великих русских классиков, нет незначительных ролей. Своих героев он удачно вписывает в канву исторических и политических событий в стране; с их помощью он доносит до читателя свои мысли, подталкивает к необходимым выводам, заставляет проникнуться эпохой. Характеристика образа Феклуши необходима для раскрытия понятия «тёмного царства», которое так страстно ненавидит Островский. Это царство вековых отживших устоев жизни, рабского положения людей, невежества и застоя.
Содержание
Эпоха создания пьесы
Н. А. Островский написал «Грозу» в 1859 году, всего за 2 года до отмены крепостного права. Это было время по-настоящему революционное, в воздухе витал дух перемен. Крестьяне больше не хотели мириться со своим положением, начались бунты. Назрела непростая ситуация, когда старый помещичий уклад, феодальное государство, крепостное право исчерпали свои возможности. Возникла насущная потребность в реформах. В условиях промышленного переворота в мире становится невозможным тащить за собой хвост феодальных пережитков.
В литературе эти настроения воплотились в обличении крепостнического строя, рождающего миллионы богатых самодуров, от которых задыхался не только простой народ, но и члены их семей. Политика крепостного права ограничивала возможности образования людей, а значит, развития страны.
Знакомство с Феклушей
Примечателен момент, когда Феклуша появляется на сцене. Автор не случайно вводит её после разговора Кулигина с Борисом, в котором Кулигин рассказывает о конфликтах между купцами, о махинациях, воровстве, бесконечных кляузах друг на друга, о грубости мещан. Удивительным контрастом на этом фоне звучит голос Феклуши: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!». Здесь наглядно проявляется лицемерие Феклуши.
Приспособленчество Феклуши
Далее мы не раз сталкиваемся с восхвалением богатой купчихи Кабановой, имеющим вполне определённую житейскую цель: получение подачек и милостыни. Особенно явно это становится видно из разговора с Кабановой, во время которого Феклуша льёт в её адрес тонну елея, утверждая, что «многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого всё и делается прохладно и благочинно». В разговоре с Глашей странница уже открыто говорит о цели своего пребывания в городе Калинове: «Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность».
Казалось бы, никто никого не обманывает. Благочестивая странница живёт милостыней богатых людей, которые замаливают грехи, помогая бедной женщине. Такой сценарий вполне вписывается в традиции христианской культуры. Однако так ли всё однозначно? Речь Феклуши изобилует такими словами, как «ваша светлость», «сударь», «милая». Перед нами смиренная и абсолютно безвредная личность, само благодушие. Это впечатление разрушается во время разговора с Глашей, когда она просит её присмотреть за убогой, безосновательно обвиняя её в возможном воровстве.
Характеристика взглядов Феклуши
Феклуша ничем не примечательна для читателя. Всё, что мы знаем о ней, кроется в одном определении — «странница». В русской художественной литературе образ странника тесно связан с православной верой и попытками найти Царство Бога на земле. Странники несли в массы духовные ценности, являлись проповедниками христианского учения, просвещали народ правдивыми рассказами о других землях, которые им довелось увидеть. На этом фоне образ жизни Феклуши выглядит как пародия на настоящее странничество. Она далеко не ходила «по своей немощи», а все её фантастические истории — либо плод её воображения, либо пересказ сплетен, услышанных от таких же недалёких людей. Она с пренебрежением рассказывает о Москве, где все куда-то бегут и запрягают «огненного змия». «Оттого-то они так и бегают <…> как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко».
Здесь прослеживается отрицание Феклушей развития и прогресса и противопоставление ему закостенелых порядков Калинова как единственно правильной модели жизни. Нагляден в этом отношении её рассказ о странах, где правят «салтаны» и издают «неправедные законы», о людях «с пёсьими головами». Из её слов следует, что она не признаёт существование других культур. Феклуша — олицетворение убогого мира рабства и застоя, сторонница превосходства одних людей над другими. Беда в том, что неграмотные обыватели города Калинова её слушают и верят ей. Глаша даже говорит: «Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли».
Заключение
За внешним спокойствием и благополучием маленьких городков скрывались жестокие нравы, произвол местных богатеев-самодуров, беззащитность женщин, абсолютное бесправие и забитость бедных жителей, власть религиозных суеверий в купеческой среде. В пьесе наглядно показана закоснелость купечества, их зацикленность на старорежимных устоях, которые составляли основу их власти и которые они не хотели никаким образом выпускать из рук. А такие «странницы», как Феклуша, потворствовали этому изжившему себя строю. Они выдумывали всякие небылицы для того, чтобы развлекать богатых купцов, выпрашивая для себя что-нибудь «на бедность». Образ Феклуши нужен был для противопоставления мира «тёмного царства» и нового мира грядущих перемен. Подобные Феклуше странствующие нищие, несущие в массы абсурдные сплетни вместо просвещения, не дающие никакой полезной пищи для ума, способствующие только деградации, должны были уступить место новому поколению свободно мыслящих, образованных людей.
Характеристики всех героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» тут.