От Вагнера до Берлиоза, от Томаса Манна до Оскара Уайльда, многие были вдохновлены фаустовской темой, мыслями о красоте, молодости, достижении власти и важности решений. Но, прежде всего, все они спрашивали себя: оправдывает ли цель средства? Как далеко люди готовы зайти, чтобы получить желаемое? Фауст — герой одноимённой трагедии Иоганна Вольфганга Гёте. Им движет стремление к познанию, любовь к человечеству, желание помочь людям. Путь Фауста к истине был сопряжён с трагическими ошибками, с отказом от иллюзий. Истину герой нашёл в самоотречении ради других. Характеристика образа Фауста поможет раскрыть сущность этого персонажа и определить черты его характера.
Содержание
Фауст — от реальности к мифу
Мифы — это истории, которые волнуют людей; персонажи — это эмблемы, которые человек использовал, чтобы отождествлять себя с ними. Мифы являются наследием, которое возникает в очень специфическом контексте — будь то греко-латинская античность, в случае классических мифов, или конкретный период творчества человека, в случае литературных мифов. Но в конечном итоге персонажи почти магически отделяется от своих источников, приобретая новое значение в каждую эпоху. Универсальными являются мифы о Прометее и Сизифе, Исааке и Иове, Дон Кихоте и короле Артуре.
Один из самых завораживающих литературных мифов — тот, который возник вокруг Фауста. Это миф о мудром человеке, который заключает договор с дьяволом: его душа в обмен на окончательное откровение. Стремление к знаниям, однако, вскоре без лишних слов превращается в стремление к власти, как только перед Фаустом возникает искушение использовать способности, возвышающие его над людьми.
Этот персонаж интересен тем, что в отличие от подавляющего большинства фигур, попадающих в категорию мифов, он был реальным человеком, чья история жизни подвергалось различным литературным разработкам (хотя именно Гёте дал версию, считающуюся наиболее важной).
Настоящий Иоганн Георг Фауст родился в немецком городе Книтлинген и жил примерно между 1480 и 1540 годами. Согласно некоторым источникам, он учился в Гейдельбергском университете и имел репутацию мага, некроманта или прорицателя, который ходил из города в город, составляя гороскопы и делая всякие трюки, характерные для шарлатана.
После смерти Фауст стал популярной фигурой, о которой распространялись всевозможные слухи, и которая, несомненно, использовалась в качестве морального контраргумента против знаний и искусств, пытающихся бросить вызов божественному всемогуществу. В 1587 году франкфуртский издатель Иоганн Шпис опубликовал «Историю о докторе Иоганне Фаусте», которая быстро снискала успех.
Каким Фауста изобразил Гёте
Гёте представляет новинку: одиссею главного героя спровоцирует пари между Господом и Мефистофелем. Бог избрал человека, который является образцом праведности, но который, испытывает сомнения в полезности своих знаний. И Фауст, в принципе, принимает пакт как личную азартную игру, а не как способ преодоления барьера, который был навязан людям.
В начале произведения герой предстает перед читателем ученым, который всю жизнь посвятил поиску истины. Он уважаемый человек, который во время эпидемии спасал людей. Но он всё равно чувствует, что его жизнь не имеет смысла. Фауста гнетёт мысль об ограниченности человеческого разума.
Но с самого начала объектом интереса персонажа (Гёте, следовательно) является не доступ к интеллектуальным знаниям, а исследование человеческой чувственности. После того, как Мефистофель ведет Фауста в таверну, демон убеждает героя в необходимости вернуть силы и молодость. Персонаж получает их, приняв колдовское зелье. Этот обновленный Фауст — тот, кто откроет для себя, что огонь юности нуждается в гораздо большем, чем в маленьком пламени познания, и именно тогда юная Маргарита перейдет герою дорогу.
Мефистофель испытывает героя развлечениями в весёлом обществе, женскими чарами, властью и почестями. Трагическая гибель возлюбленной убеждает Фауста в том, что смысл жизни состоит не в удовлетворении личных желаний. Он пришел к выводу, что истина состоит в служении человечеству и воплощении в жизнь высоких духовных и моральных запросов. Практически герой претворял в жизнь эту истину, начав осуществлять план отвоёвывания у моря земель, чтобы они послужили людям.
Бог спасает душу Фауста, ведь тот трудился на благо человечества. Автор отошел от традиционной версии, в которой герой попадает в ад. Гёте идеализирует своего героя, стремящегося к цивилизованности, активным творческим свершениям, новым знаниям и непрерывному развитию.
Заключение
Образ Фауста в трагедии Гёте «Фауст» многогранен, он познается постепенно на протяжении всего действия этой философской драмы. Фауст — это символ стремления к познанию жизни. Устав от холодности науки и старых книг, герой стремится интуитивно жить и познавать природу. Чтобы убежать от повседневной жизни, он вступает в сделку с дьяволом, который предоставляет ему способ разгадать Вселенную и удовлетворить его чаяния. Фауст не отвергает Бога, поскольку он ищет пути к нему. Бог, с которым Фауст отождествляет себя, — это природа, жизнь и дух земли.