Характеристика Анны Павловны Шерер из романа-эпопеи «Война и мир»

Анна Павловна Шерер («Война и мир»)

В романе «Война и мир» есть персонажи второстепенные, которые при этом определённым образом влияют на всё повествование в целом. Одной из таких героинь и является Анна Павловна Шерер. Характеристика образа Анны Павловны Шерер представляет хозяйку модного столичного салона, в котором собираются представители дворянского «высшего света».

Кто такая Анна Павловна Шерер

Хозяйка модного салона в романе «Война и мир» — женщина средних лет, ей уже больше сорока. Салон является для неё главным делом жизни. Поскольку она принимает у себя весь цвет российского дворянства, она сама должна соответствовать этому обществу. Каждому нормальному человеку хочется быть самим собой, но в случае с Анной Павловной Шерер этого не произошло: стремление соответствовать привилегированному обществу лишило её возможности быть настоящей, придало её личности черты искусственности.

Шерер — образованная женщина, хорошо знающая светские манеры, она прилично одета, тактична, знает французский язык. При этом она любит интриги и сплетни, ведь это заводит светских людей. Анна Шерер может представить самые последние новости в таком свете, который выгоден её посетителям.

Во время войны с Наполеоном у неё в салоне собирались сплошь патриоты. И Анна Шерер умела преподнести новости с полей сражений так, чтобы посетители обсудили бедствия страны — и больше к этой теме не возвращались. В её словах и поступках не было искренности, она не сочувствовала людям, хотя, когда нужно, изображала участие.

Анна Павловна настолько умеет скрывать свои истинные чувства (точнее, отсутствие таковых), что никто не догадывается о её настоящем лице. Если бы Россию вдруг захватили французы, её салон всё равно бы продолжал работать, разве что изменилась бы общественно-политическая «повестка».

Личная жизнь

Анна Павловна Шерер в свои довольно зрелые годы не замужем и не имеет детей. Для Льва Толстого это весьма негативная характеристика женщины. Несмотря на то, что она желает казаться патриотичной и переживающей за судьбу страны, она, по-видимому, не придерживается «традиционных духовных скреп» и ведёт образ жизни, не характерный для русской женщины. Такую свободную жизнь писатель искренне ненавидел, по крайней мере, в тот период своей жизни.

Может сложиться впечатление, что Анна Шерер даже не является человеком. Есть в ней черты некоего своеобразного «автоматизма». Она является перед публикой в том виде, который устраивает эту публику. Когда настроение публики меняется, Анна Павловна под это тут же подстраивается. И это неудивительно, ведь светский салон — это всего лишь её работа, которой она отдаётся полностью. Любая деятельность человека, которая подаётся как «одухотворённая» и имеющая глубокий смысл, но на самом деле являющаяся для него просто работой, всегда отдаёт упомянутым «автоматизмом» и неискренностью.

При этом упоминается, что Анна Шерер — любимая фрейлина императрицы. Это можно рассматривать как тонкую критику государственной власти: дескать, императорская семья окружает себя людьми ужасными, неискренними, лживыми.

Анна Павловна Шерер и посетители её салона

Больше всего героиня переживает за то, чтобы жизнь в её салоне шла своим чередом. Она поддерживает в каждом посетителе «нужное» настроение. И чем больше посетитель соответствует создавшейся атмосфере, тем большим вниманием и почётом она его окружает.

Когда в салоне появляется Пьер Безухов, Анна Шерер удостаивает его лишь лёгким поклоном, будто он здесь — человек случайный. Действительно, Пьер Безухов очень выделяется из всей публики. Он сильно отличается от других посетителей салона своей искренностью и естественностью и совершенно не обладает светскими манерами, так как воспитывался за границей, а не в столичном светском обществе.

Весь салон Анны Павловны Шерер, таким образом, является этаким «концентрированным» изображением всего светского общества. Здесь сосредоточена вся его суть: пустота, лицемерие, праздность. Это тот самый «мир», который противопоставляется «войне». Посетители салона Анны Шерер, можно сказать, отсиживаются здесь в надежде спастись от войны и её ужасов. С этим контрастирует жизнь главных действующих лиц романа, которые вырываются из этой среды и отправляются в самую гущу сражений; эти люди и являются настоящими героями.

Заключение

Образ Анны Павловны Шерер — это своеобразное олицетворение «хозяйки светского мира». Героиня задаёт главные правила, по которым живёт и развивается светское общество, и пристально наблюдает, чтобы никто не выходил за рамки этих правил. При всей своей внешней привлекательности Анна Шерер производит отталкивающее и даже в некотором смысле страшное впечатление: ведь если всё общество состояло бы из посетителей её салона, то враг легко бы завоевал страну.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *