Анализ произведения Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой»

Анализ рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой»

Виктор Петрович Астафьев — выдающимся русский писатель. Во многих своих произведениях он использовал факты из собственной биографии, чем и запомнился читателям. Так, в рассказе «Конь с розовой гривой» отражены реалии деревенской жизни 1930-х годов, с которыми у автора связаны детские годы в родном селе Овсянка.

История создания

В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев использовал воспоминания из своего трудного детства. Мать писателя погибла, когда мальчику было всего семь лет. Самым близким человеком для Астафьева стала бабушка Потылицына Екатерина Петровна, живущая в деревне. В этой деревне писатель познакомился с соседом Левонтием и его сыном Саней. Мальчишки подружились и разделили радости детских лет, постоянно впутываясь в забавные истории. Именно это послужило в последующем основой для написания рассказа.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьев написал в 1963 году, первая его публикация состоялась в том же году. Рассказ вошёл в автобиографическую повесть в рассказах «Последний поклон».

Жанр и направление

«Конь с розовой гривой» относится к жанру рассказа. В этом можно удостовериться, если найти известные признаки данного жанра в тексте произведения:

  • маленький объём (18 страниц книги);
  • чётко сформированное количество действующих лиц (Витя, его бабушка, дядя Левонтий, Санька);
  • наличие одной сюжетной линии (последствия поступка Вити во время сбора земляники);
  • повествование от одного лица (от лица главного героя);
  • единство места и действия (одно событие — обман с земляникой; одно место — деревня);
  • законченность истории (бабушка прощает внука и дарит желанного пряничного коня).


Направление рассказа — реализм, так как Астафьев правдиво воспроизводит действительность из собственного прошлого.

Сюжет

Бабушка велела Вите сходить с соседскими ребятами за земляникой. Она обещала их продать в городе и купить внуку пряник в виде коня с розовой гривой.

В лесу дети дяди Левонтия тут же съедали ягоды, которые находили, а потом пошли к речке. Один из них, Санька, стал смеяться над Витей, продолжавшем собирать ягоды, что он боится бабушки и что он жадный. Чтобы доказать, что он не жадный и что не боится бабушки, Витя отдал ребятам собранную землянику на съедение, а самому ему почти ничего не досталось.

Санька посоветовал ему принести домой в корзинке траву, присыпанную сверху земляникой. Витя так и поступил.

На следующий день бабушка, не заметившая обмана, поехала продавать ягоды. Вечером Витя зашёл в кладовую, чтобы приехавшая бабушка его не заметила, и там уснул.

Утром он долго притворялся спящим. Дедушки посоветовал внуку выйти к бабушке и попросить прощения. Бабушка долго стыдила Витю, но затем простила и подарила ему пряник в виде желанного коня.

Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» тут.

Композиция

Композиция рассказа «Конь с розовой гривой» не отличается сложностью. Единственной особенностью построения является перестановка завязки и экспозиции местами. Учитывая данное наблюдение, схема произведения выглядит так:

  • Завязка. Бабушка просит Витю собрать землянику, обещая за это пряник.
  • Экспозиция. Читатель узнаёт о семье Вити и о семье соседа Левонтия.
  • Развитие действий. Витя с соседскими детьми собирает ягоды.
  • Кульминация. Витя под влиянием Саньки решает обмануть бабушку.
  • Развязка. Бабушка прощает Витю и отдаёт ему пряничного коня.

Темы

В рассказе «Конь с розовой гривой» раскрыты следующие темы:

  • Совесть. Голос совести невозможно заглушить, и часто она помогает людям принимать верные решения. Витя боится реакции бабушки, потому что знает, что совершил ошибку, пошёл наперекор своим чувствам, поддался давлению Саньки. Однако у мальчика получилось вовремя осознать вину, найти силы, чтобы попросить прощения.
  • Достойное воспитание. Витя отличается от соседских ребят, потому что его воспитывают в справедливости. Хоть Санька и смеётся над влиянием бабушки на поступки внука, читатель видит истинную причину суровости Катерины Петровны: без строгости она не может вырастить достойного человека, отвечающего за свои проступки.
  • Доброта, умение прощать. Умение прощать — самое сложное, чему человек может научиться. Но Катерина Петровна не лишена этого умения, поэтому она недолго сердится на Витю.
  • Жизнь в деревне. Сельские будни отличаются стремлением к простоте, труду, искренности.
  • Сиротство. Отсутствие или присутствие родителей в жизни ребёнка сказывается на его восприятии мира, воспитании, самоощущении.
  • Дурное влияние. На примере взаимоотношений Саньки и Вити читатель видит вред следования плохим советам.

Идея

Основная мысль рассказа «Конь с розовой гривой» заключается в нужно быть честным человеком, а не лжецом. Дорожка обмана скользка, ненадёжна, ведёт к разочарованию, злу и тревоге. Выбирая такой путь не стоит надеяться на что-то хорошее в итоге. Только правда способна привести человека к нужной цели.

Астафьев в этом произведении также показал, что хорошие отношения между близкими, родными людьми очень важны. Именно родные могут понять, простить, наставить на верный путь.

Основные герои

Витя — осиротевший мальчик, внук Катерины Петровны, обманувший её под влиянием соседского мальчика.

Катерина Петровна — бабушка Вити, строгая, но любящая внука.

Дедушка — дед Вити, добрый, сочувствующий провинившемуся внуку.

Левонтий — сосед главного героя, глава многодетной семьи, который предпочитает пить и бездельничать большую часть времени.

Васеня — жена Левонтия, шустрая, не очень разумная женщина.

Санька — сын Левонтия, мальчик-хулиган.

Чему учит

Рассказ «Конь с розовой гривой» учит тому, что нужно думать своей головой и не подчиняться провокациям со стороны окружающих. Также это произведение показывает, что нужно учиться просить прощения и прощать самому, проявляя милосердие.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *