Русский советский писатель Максим Горький писал о многом, что волновало его современников. Одним из таких произведений можно назвать рассказ «Челкаш», отражавший реальную картину жизни нищих людей в сравнении с неидеальными крестьянскими нравами.
Содержание
История создания
В конце 19 века Максим Горький много путешествовал по стране. Однажды он стал свидетелем жестокой расправы толпы над неверной женой. Горький решил заступиться за женщину, за что был жестокого избит и выброшен в грязь за пределы села. Его доставил в больницу проезжавший мимо шарманщик. Там соседом по палате у писателя оказался босяк, который поведал ему историю своей жизни.
Рассказ «Челкаш» был написан в августе 1894 года в Нижнем Новгороде и опубликован при содействии известного писателя В. Г. Короленко в 1895 году в журнале «Русское богатство».
Жанр и направление
Произведение «Челкаш» относится к жанру рассказа. В этом можно убедиться, если провести анализ произведения, найти известные признаки данного жанра в тексте:
- маленький объём (66 страниц электронной книги);
- чётко сформированное количество действующих лиц (Челкаш, Гаврила);
- наличие одной сюжетной линии (приобретение и делёж денег, полученных путём воровства);
- повествование от одного лица (от 3-го лица);
- единство места и действия (одно событие — воровское дело; одно место — морской берег);
- законченность истории (каждый из героев получает то, к чему стремился: Челкаш — спокойствие, Гаврила — деньги).
Направление рассказа — реализм, так как Горький, опираясь на поведанную ему историю, правдиво воспроизводит действительность, описывает существующие в настоящем образы, взаимоотношения, ситуации.
Сюжет
Босяк и вор Челкаш взял на одну ночь в напарники молодого крестьянина Гаврилу. Тот был проездом с Кубани, где пытался заработать деньги, но ничего у него с заработком не получилось. Челкаш пообещал ему заплатить за то, чтобы на рыбалке он грёб на лодке.
Ночью они вышли в море. Гаврила удивился, что в лодке нет рыбацких снастей. Когда лодка чуть не попадалась охране, крестьянин понял, что ввязался в опасное дело, и стал умолять отпустить его. Однако они доплыли до стены гавани. Челкаш взял в залог паспорт Гаврилы, отправился воровать и принёс в лодку какой-то тяжёлый груз.
Затем они подплыли к барке сообщников Челкаша. За украденное тот получил 540 рублей и выделил Гавриле 40 рублей. На берегу крестьянин хотел ограбить вора и чуть не убил его, бросив камень в голову, но испугался греха и стал просить прощения. Челкаш из всех денег взял только одну купюру, а остальные отдал крестьянину.
Затем Челкаш и Гаврила разошлись в разные стороны.
Краткое содержание рассказа «Челкаш» тут.
Композиция
Композиция рассказа «Челкаш» типична для подобного жанра. Произведение состоит из пролога и трёх частей, которые в литературоведении приобретают следующую схему:
- Экспозиция. Пролог, описывающий место действия: гавань, труд грузчиков, пароходы, крики и т. д.
- Завязка. Челкаш ищет напарника, встречает Гаврилу и, не говоря правду, договаривается с ним идти на дело (1-я глава).
- Развитие действий. Челкаш и Гаврила плывут на воровское дело. Крестьянин узнаёт правду. Каждый из героев раскрывает истинные желания и мысли (2-я глава).
- Кульминация. Гаврила нападает на Челкаша, пытаясь отобрать деньги (3-я глава).
- Развязка. Челкаш отдаёт деньги Гавриле, желая от него поскорее отвязаться (3-я глава).
Темы
- Свобода. Горький подчёркивает, что у каждого человека своё понимание свободы. Для сравнения в рассказе «Челкаш» представлены две её разновидности. Для вора Челкаша свобода состоит из понятия «жить одним днём». Для него свобода — это беззаботная жизнь без всяких обязательств перед другими людьми. Гаврила же живёт уверенностью, что главная свобода заключена в деньгах, которые нужны на содержание жилья, семьи.
- Судьба. В рассказе представлены герои с разными и всё же с одинаковыми судьбами. Однако основные пути жизни героев отличаются. Челкаш выбирает судьбу одинокого вора, наслаждающегося мгновением. Гаврила же идёт по пути хозяина семьи. В определённый момент Челкаш встречает крестьянина. Что было после совершённого ими дела, читатель точно не узнаёт, может лишь предполагать.
- Природа. Пока люди мыслят и делают, природа просто существует. Лишь она является истинным воплощением свободы. Через пейзаж Горький передаёт внутреннее состояние героев. Однако природа в рассказе не выступает вспомогательным фоном. Она играет роль немого, но возвышенного наблюдателя.
- Рабство. Горький затрагивает эту тему в начале произведения, когда рисует картину работающих людей. Воплощением рабства становится и Гаврила, так как он показан человеком, зависимым от своих желаний, человеком, попадавшим в рабство Челкаша. Писатель считал крестьянскую жизнь рабской, что и отразилось в рассказе.
- Жажда денег. Гаврила готов на всё ради денег. Алчность крестьянина приводит его к вору, потом к мыслям о его убийстве. Горький показывает мелочность и неоправданность стремления к обогащению. Всегда полученных денег будет мало. Всегда счастье будет ускользать при опустошении кошелька.
Идея
Основная мысль рассказа «Челкаш» заключается в том, что и у отверженного обществом человека может быть широкая душа.
В этом произведении Горький показал преимущества «босяков» перед крестьянами. Вор в рассказе становится обладателем благородства, добродетели в отличие от трудолюбивого Гаврилы.
Хоть Челкаш занимается нечестным делом, во всём остальном он положительно отличается от людей, живущих по многовековым устоям. Ни разу не возникает у вора мыслей об убийстве. Наоборот, Челкаш жалеет молодого крестьянина. Желая заработать на лучшую жизнь, Гаврила теряет человечность и рассудок.
Основные герои
Челкаш — бездомный босяк, занимающийся воровством. Он ушёл от честной жизни ради личной свободы. Деньги он предпочитает тратить на гулянки, попойки.
Гаврила — молодой крестьянин, ищущий средства для помощи матери и для обеспечения своей будущей семьи.
Чему учит
Рассказ «Челкаш» учит сохранять в себе человечность. Ни одна цель не оправдывает средства, если на кону стоит жизнь других людей. Важно сохранять в себе благородные черты, понимание, умение видеть и говорить правду, умение прощать. В любой ситуации следует отметать плохие мысли, несущие вред, пропитанные жестокостью, алчностью, безнравственностью.
Также рассказ учит не судить людей по первому впечатлению. Ни внешность, ни профессия, ни социальная роль в полной мере не могут раскрыть истинные стремления человека. Иногда улыбка может скрывать за собой низменные мотивы, а грубость — крик разыгравшейся совести.