Анализ произведения Ивана Алексеевича Бунина «Цифры»

Анализ рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Цифры»


В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Цифры» раскрываются отношения между ребёнком и взрослым, а также представлен удивительный внутренний мир ребёнка, в котором довольно простое стремление к новым знаниям превратилось в навязчивую идею. Главный герой, от чьего лица ведётся повествование, рассказывает о своих отношениях с племянником, охваченным страстью изучить цифры и требующим к себе много внимания.

История создания

Многие писатели в своих произведениях обращаются к теме взросления, детского восприятия окружающего мира. Эта традиция формируется во второй половине девятнадцатого века, повлияв на творчество таких писателей как Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и других. Иван Бунин также посвящает некоторые свои работы отношениям с детьми и показывает в них детские эмоции, стремления и желания.

Иван Алексеевич Бунин написал рассказ «Цифры» в 1906 году. За год до этого умер пятилетний Коля — единственный сын писателя. Рассказ не проводит прямых параллелей, но манера написания дышит ностальгией, через которую автор делится своей печалью.

Жанр и направление

Иван Алексеевич Бунин в основном работал в рамках реалистического направления. В своих рассказах он затрагивает бытовые темы, с помощью эпитетов и сюжетных поворотов он раскрывает психологические черты персонажей, их мысли и мотивы поступков.

Иван Алексеевич Бунин написал много рассказов, и при создании «Цифр» также работал в своём любимом жанре. Рассказ характеризуется небольшим числом действующих лиц и одной сюжетной линией.

Сюжет

Произведение «Цифры» написано от первого лица. Рассказчиком является дядя, который рассказывает об одной из своих ссор с маленьким племянником Женей.

Женя очень хочет выучить цифры, и дядя обещает ему в этом помочь, но из-за дел откладывает обещанный урок. Женя начинает баловаться, чем досаждает окружающим его взрослым, и в результате дядя и племянник ссорятся.

Так как никто не хочет признать свою неправоту, на помощь главным героям приходит бабушка. Она напоминает внуку, что дядя может научить его цифрам. Главные герои мирятся.

Композиция

Композиция произведения «Цифры» интересна тем, что в начале рассказчик обращается к своему племяннику с воспоминанием о ссоре, о которой впоследствии и рассказывает. Такой взгляд в прошлое даёт понять, что рассказчик сделал выводы из этой давней ситуации.

Темы

Основной темой рассказа «Цифры» являются отношения между взрослыми и детьми. Автор подчёркивает, что маленькие события, кажущиеся взрослым незначительными, могут иметь большое значение для ребёнка, поэтому в обращении с детьми необходимо быть мудрым, внимательным и обдумывать заранее каждое слово и действие.

Также поднимается и тема детства как первого этапа в жизни и развитии человека, в формировании его внутренних качеств. Женя — маленький мальчик, и только окружающие его взрослые могут помочь ему постичь мир цифр. А главное — они несут ответственность за то, каким он вырастет.

Ещё один повод для раздумий, на которые Бунин наталкивает читателя — баланс между потаканием детским капризам и строгими ограничениями. Дяде приходится соблюдать золотую середину, чтобы, с одной стороны, не воспитать ребёнка капризным и постоянно требующим внимания, но, с другой стороны, не ограничить его в познании.

Идея

Название рассказа «Цифры» скрывает в себе сразу несколько значений. Первое и наиболее очевидное — это те цифры, вокруг изучения которых разворачивается действие произведения. Во-вторых, цифры в данном рассказе воплощают мечту Жени, помочь воплотить которую в жизнь может только дядя. В-третьих, цифры — это возраст. Главные герои, несмотря на разницу в возрасте, ведут себя похоже: ссора угнетает их, но они не хотят идти на компромисс, каждый упрямо стоит на своём. Смысл рассказа, его основная мысль заключается в том, как важно для взрослого вести себя мудро и пытаться понять ребёнка.

Основные герои

Женя — маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.

Рассказчик — дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный, рассудительный, справедливый.

Мама и бабушка Жени — любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.

Чему учит

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры» заставляет взрослых задуматься об их отношениях с детьми. Рассказчик оглядывается на свои действия и извлекает из них урок: баловство племянника, когда-то вызвавшее у него раздражение, теперь пробуждает только нежность и ностальгические чувства. Он приобрёл важный опыт и теперь понимает, как сильно отличаются мир ребёнка и мир взрослого: то, что имеет большое значение для одного, может казаться другому простым капризом. Задача взрослого — оберегать хрупкий внутренний мир ребёнка, терпеливо относиться к его характерным особенностям и помогать маленькому человеку развиваться.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *