Анализ произведения Александра Ивановича Куприна «Тапёр»

Анализ рассказа Александра Ивановича Куприна «Тапёр»

Александр Иванович Куприн — колоритная личность российской литературы. Ему удавалось в небольших объёмах произведений передавать простые истины о жизни, любви и многих других важных темах. Так, в рассказе «Тапёр» Куприн отразил своё видение на талант человека из низших сословий.

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапёр» написан в 1900 году. Впервые опубликован он был в этом же году в газете «Одесские новости». О процессе создания ничего доподлинно неизвестно. Сам писатель лишь указал в примечании, что при написании опирался на произошедшую в реальности историю. Данный факт подтверждается тем, что в повествование Куприн ввёл образ исторической личности — знаменитого музыканта А. Г. Рубинштейна.

Жанр и направление

Произведение А. И. Куприна «Тапёр» относится к жанру рассказа. Об этом свидетельствуют характерные признаки жанра, имеющие отношение к произведению:

  • маленький объём (13 страниц книги);
  • чётко сформированное количество действующих лиц (Юрий Азагаров, Аркадий Николаевич Руднев и др.);
  • наличие одной сюжетной линии (показ таланта юного музыканта на праздничном торжестве);
  • повествование от одного лица (от 3-го лица);
  • единство места и действия (одно событие — ёлка, на которую необходимо пригласить музыканта; одно место — дом Рудневых);
  • законченность истории (знаменитый пианист замечает талант Юрия и становится его учителем).


Направление рассказа — реализм, так как Куприн правдиво воспроизводит действительность, героями которой являются типичные образы в типичных обстоятельствах. Также в пользу вышесказанного говорит и подтверждённый автором факт похожей истории в реальности.

Сюжет

Семья Рудневых ждала гостей к себе на ёлку. Когда выяснилось, что оркестр Рябова уже занят, горничную послали разыскать тапёра. В качестве тапёра горничная привела мальчика в мундире реального училища — только его она смогла найти.

Старшая дочь хозяина выразила недоверие умению мальчика играть танцевальную музыку. Желая доказать ей, что он может играть не только такую музыку, мальчик сыграл на фортепиано рапсодию номер два Листа. Игра мальчика привела всех в восхищение. Аркадий Николаевич Руднев спросил мальчика, как его зовут, и услышал в ответ: «Юрий Азагаров».

На вечере появился пожилой господин, которого хозяин дома называл его Антоном Григорьевичем. Аркадий Николаевич что-то сказал ему о юном тапёре, и гость попросил мальчика сыграть ту же рапсодию номер два. Когда Юрий закончил играть, Руднев заплатил ему за труд и сказал, что его довезёт Антон Григорьевич. Оказалось, что этот гость Рудневых — знаменитый пианист и композитор Рубинштейн. Он стал учителем Юрия Азагарова, открыв ему дорогу на поприще композитора.

Краткое содержание рассказа «Тапёр» тут.

Композиция

В рассказе «Тапёр» композиционное содержание условно можно разделить на две части:

  1. Повествование о нравах и быте семейства Рудневых, устройстве торжества и т. д. Автор тщательно описывает характеры московских интеллигентов, их привычки и жизненные устои.
  2. Повествование о мальчике, который вызвался работать тапёром. Писатель подробно рисует образ Юрия, выделяя музыкальный талант и желание мальчика продемонстрировать его.


В литературоведческом плане композиция рассказа выглядит следующим образом:

  • Экспозиция. Читатель знакомиться с семьёй Рудневых, узнаёт о подготовке к ёлке.
  • Завязка. Оркестр не может выступить, поэтому горничной Дуняше поручают найти тапёра.
  • Развитие действия. Дуняша приводит Юрия Азагарова, который становится тапёром. Своей игрой на инструменте мальчик заслуживает восхищения присутствующих.
  • Кульминация. Слушателем игры оказывается известный музыкант.
  • Развязка. Юрий знакомится с Рубинштейном. Тот берёт роль учителя юного дарования.

Темы

  • Талант. Склонность к какому-либо делу не зависит от возраста, статуса и внешнего вида. Это доказывает пианист Юрий, в которого изначально не верит Лидия. Мальчик выглядит слабым, но стоит ему коснуться клавиш, как талант преображает его черты, превращает в одухотворённого человека.
  • Интеллигенция. Рудневы — типичные представители «золотого» слоя общества. Автор показывает две ветви московской интеллигенции того времени: истинные ценители искусства, гостеприимства (Аркадий Николаевич, Татьяна и др.) и высокомерные поверхностные снобы (Ирина Алексеевна, Лидия и др.). Первые искренни в своих порывах, знаниях и умениях. Вторые же уверены, что высокородного статуса достаточно для демонстрации превосходства.
  • Детство. Куприн показывает читателям два варианта детского развития. Первый вариант связан с Тиночкой. Она живёт в благоприятных условиях, заботясь лишь о проведении торжеств. Тиночка беззаботна и весела. Второй вариант отражён в образе Юрия. В юном возрасте он уже должен работать, доказывать миру свою полезность.
  • Социальное неравенство. Обладая большим талантом, Юрий работает на людей без особых навыков. У них есть деньги, но нет внутренних стремлений. Наличие богатства автоматически дарует им признание. Мальчику же приходиться доказывать своё право на известность, право на искусство.
  • Музыка. Большое внимание в произведении уделяется композициям, приобретающим восхитительное звучание. Почти все герои рассказа- ценители хорошей музыки. Это и является двигающим фактором сюжета.

Идея

Основная мысль рассказа Куприна «Тапёр» заключается в том, что настоящий талант способен разрушить преграды и получить признание. Пока у одних есть связи и деньги, другие должны развивать мастерство, все силы бросать на труд, игнорировать недоверие и идти вперёд. В рассказе Юрию выпал шанс встретиться со знаменитым пианистом, хоть мальчик и не представлял, что это возможно. Так и читатель может чудесным образом получить «билет» в лучшую жизнь при условии своего старания.

Основные герои

Аркадий Николаевич Руднев — глава большого семейства, любитель балета.

Юрий Азагаров — талантливый 14-летний пианист.

Антон Григорьевич Рубинштейн — композитор, знаменитый пианист, музыкальный педагог.

Лидия Аркадьевна — старшая дочь Руднева, высокомерная девушка с презрительной улыбкой.

Татьяна Аркадьевна — средняя дочь Руднева, добрая девушка со спокойным характером.

Тина — 12-летняя дочь Руднева, жизнерадостная, добрая девочка, поддерживающая Юрия.

Ирина Алексеевна — жена Руднева, холодная женщина, уважающая лишь происхождение из старого, знатного рода.

Чему учит

Рассказ А. И. Куприна «Тапёр» учит, что для достижения своих целей и желаний нужно прилагать максимум усилий. Упорный шаг вперёд в выбранной стезе рано или поздно приведёт к положительным результатам. Окружающие люди могут не верить в тебя, насмехаться, но уверенность в своих силах и навыках поможет тебе достичь поставленной цели.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *